Авторы: А.С. Бутымов, А.С. Гайворонский, А.В. Пуртов, А.Л. Соловьев – Филиал ОАО «НТЦ ФСК ЕЭС» – СИБНИИЭ

 

Аннотация: Реализация концепции активно – адаптивной сети требует разработки принципиально новых подходов к оценке технического состояния ВЛ. Технологические нарушения в работе ВЛ составляют 30-40% общего числа технологических нарушений на объектах электрических сетей 220 кВ и выше. Аварийные отключения ВЛ связаны с повреждениями проводов, тросов, изоляции, а также внешними воздействиями (гроза, загрязнение и др.). Значительная доля отключений (20-40%) происходит по невыясненным причинам.

В настоящее время контроль за состоянием изоляции и других элементов ВЛ осуществляется путем периодических осмотров, которые планово проводятся 2 раза в год и как способ контроля, даже с применением инструментальных методов, недостаточно эффективны. Это не позволяет выявить дефекты элементов ВЛ на ранней стадии их развития, предупредить тем самым аварийные отключения ВЛ и установить их истинные причины. Существующие средства определения мест повреждений также не обладают достаточной точностью. Зона осмотра ВЛ по данным приборов ОМП может достигать 10-20 км и более. Это осложняет поиск мест повреждений, особенно в труднодоступных районах. Зачастую, поэтому, место повреждения при отключении ВЛ не удается обнаружить (отключения по невыясненным причинам).

Для разработки мероприятий по повышению грозоупорности ВЛ, оценки эффективности применения новых средств молниезащиты необходима детальная информация о грозовой обстановке и аварийных отключениях ВЛ, вызванных ударами молнии в линию. В настоящее время указанная информация ограничивается только констатацией фактов отключения ВЛ по данным работы автоматики. Информация о грозовой обстановке на трассе ВЛ в текущем времени практически отсутствует. Сведения, получаемые от ГМС, применительно к конкретной линии очень недостоверны.

Современный подход к оценке технического состояния и определению мест повреждений ВЛ должен основываться на применении автоматизированных систем контроля, обеспечивающих получение оперативной и достоверной информации о состоянии ВЛ в режиме реального времени. Именно в таком направлении в последние годы развивается диагностика сетевого подстанционного оборудования.

Система мониторинга грозовых разрядов и определения мест повреждений ВЛ (далее - СМГР) была разработана в рамках базовой инновационной программы ОАО «ФСК ЕЭС» - «МОЛНИЕЗАЩИТА» в составе комплексной системы мониторинга грозовых разрядов на ВЛ 220 кВ «ЦГЭС-Ш-30» Ростовского ПМЭС МЭС Юга. Экспериментальный образец СМГР прошел стендовые испытания и был установлен в опытную эксплуатацию на ВЛ 220 кВ «ЦГЭС-Ш30» 14 мая 2011 г.

В статье дается описание разработанной системы, и приводятся результаты опытной эксплуатации в период грозового сезона 2011 г.

 

Скачать статью